Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ДЕТСКИЕ ПРОВОКАЦИИ ИЛИ
КАК УСТАНАВЛИВАТЬ ЗАПРЕТЫ
Слайд 2
Провокация – это один из вариантов манипулятивного поведения.
Дети дошкольного возраста, как правило, провоцируют своих братьев, сестер, взрослых тем, что нарушают хорошо известные нормы и запреты, и своими действиями, словами. Интонациями создают конфликтную ситуацию.
Провокационное поведение исполняет сложные психологические функции, при этом оно сигнализирует о неудовлетворенности потребности провокатора.
Провокация – это «щуп» для определения того, кто находится перед вами. Тот, кого провоцируют, вызывает у провокатора интерес, является для него значимым.
Слайд 3
Провокация выполняет разные функции:
Позволяет определить, что за человек перед провокатором: добрый или злой, на что он больше реагирует, можно ли им управлять, уступит ли он, сможет ли сказать «стоп!» и т.д.
Выполняет функцию сделки «Вам – провокация, от вас – внимание».
Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Демонстрирует скуку или наоборот постоянно выкрикивает, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия. Или совершает определенные действия , чтобы не дать матери заниматься младшим ребенком (с целью обратить на себя внимание).
Слайд 4
Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых (неприятных) чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, возникающей в результате наличия у него определенного опыта (тишина в его доме не предвещает ему ничего хорошего). Или совершает мелкую домашнюю кражу – чтобы вызвать у матери родительскую тревогу и отвлечь ее таким образом от женского горя.
Слайд 5
Критерии, по которым поведение ребенка можно отнести к разряду провокационного:
Совершается в социуме. Во время завтрака раскидывает тарелки, переворачивает цветочные горшки в кабинете.
Является активным, целенаправленным и произвольным – бросает варежки в лицо сверстнику, во время занятий по рисованию не притрагивается к карандашам и бумаге.
Имеет оттенок неспонтанности, неестественности, ребенок подавляет или утрирует естественную реакцию (слишком громко смеется, слишком подчеркнуто скучает.
Слайд 6
По интенсивности и содержанию отличается от типичного, нормативного, привычного поведения, несет в себе вызов, нарушает какой-то запрет или правило, часто помещает партнера в невыносимую социальную ситуацию. Подводит другого человека к какой–то реакции. У такого поведения может быть много целей, но одна из них обязательно находится в эмоциональной плоскости – получить определенные чувства, переживания, вывести его из равновесия.
Слайд 7
Чтобы выстроить правильную работу с ребенком –провокатором необходимо придерживаться четкого алгоритма. Сначала нужно проанализировать типичные варианты провокаций (выкрикивает, нарушает правила, отказывается что-либо делать)
Затем определить функцию провокации – чего добивается ребенок. Например, изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывается его мнение, повышает статус в референтной группе.
Перечислите выгоды, которые ребенок получает, когда вы реагируете на него. Например, оказывается в центре внимания, ощущает собственную значимость, изливает накопившуюся обиду и раздражение на взрослых, получает помощь, приобретает право не делать задания. На основании этой информации вам будет проще выбрать модель поведения. Поможет в этом памятка «Альтернативные варианты поведения в ситуации детских провакаций»
Слайд 8
Альтернативные варианты поведения в ситуациях детских провокаций
Правило «ты мне - я тебе». Используйте правило «сначала сделай то, что нужно мне, потом получишь то, чего хочешь».
Краткость речи. Коротко, немногословно высказывайтесь о своих реальных чувствах («сержусь», «раздражаюсь», «смешно, но надо работать»)и переходите к делу. Не давайте сценарию развиваться привычным образом, не вступайте в переругивание.
Без вопросов. Не задавайте риторических вопросов («Ты что, самый умный?») – они делают диалог бессмысленным
Слайд 9
Похвала. Поощряйте «здоровое» поведение ребенка улыбкой, похвалой, внимание, мягким тоном и т.д. При возможности дайте возможность заняться тем, от чего ребенок получает удовольствие.
Индивидуальный подход. При необходимости повышайте темп занятия, давайте персональное задание.
Взаимодействие со всей группой. Обратите внимание ребенка – провокатора на поведение остальных детей, переключите внимание группы на другую работу или другой диалог (например, с популярным в группе ребенком)