Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Выполнила: Щербакова О.И.
Слайд 2
Необходимо разрешение противоречий между:
современным социальным заказом на формирование личности, с достойным уровнем экологического воспитания и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса в теории и практике дошкольного образования;
необходимостью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостатком специально разработанных программ, что не позволяет полноценно осуществлять этот процесс в условиях ДОО
Актуальность
Слайд 3
Цель
На основе научных источников и опыта работы теоретически обосновать и разработать программу экологического развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Слайд 4
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности экологического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать программу экологического развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
4. Определить эффективность разработанной программы
Слайд 5
Предмет исследования:
Психолого-педагогические основы экологического развития детей в дошкольном образовательном учреждении.
Объект исследования:
Система работы по экологическому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Слайд 6
1. Теоретические аспекты экологического развития детей в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований в области экологического развития детей.
1.2. Психолого-педагогические особенности экологического развития детей в дошкольном образовательном учреждении
1.3. Формы и методы работы по экологическому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении
Слайд 7
С.Н. Николаева
Н.А. Рыжова
Исследования С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры, интерес и бережное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Слайд 8
Экологическое развитие дошкольников
– процесс целенаправленного воздействия на личность, при котором у ребенка формируется система знаний и представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира, сознательное восприятие окружающей природной среды; воспитывается экологическая культура, вырабатываются необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к объектам живой природы, убежденность в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Слайд 9
Главной целью экологического развития дошкольников является приобретение ими базовых знаний и представлений об объектах, предметах и явлениях мира природы, в соответствии со стандартом дошкольного образования, воспитание экологической культуры
Слайд 10
Этапы экологического развития у дошкольников
формирование первичных экологических представлений;
формирование элементарных экологических представлений;
систематизация экологических представлений.
Слайд 11
В процессе экологического развития дошкольники должны:
приобрести знания об объектах живой и неживой природы,
сформировать представления о явлениях природы, смене сезонов, особенностях труда взрослых в природных условиях,
сформировать систему бережного и заботливого отношения к природе.
Слайд 12
2. Психолого-педагогическое исследование проблемы экологического развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1. Диагностическое исследование уровня экологического развития детей старшего дошкольного возраста
2.2. Программа экологического развития детей старшего дошкольного возраста
2.3. Динамика уровней экологического развития детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 13
База исследования
МБДОУ
д/с «Колобок» г. Петухово
ул.9 Мая, д.12
В исследовании приняли участие 16 дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Слайд 14
Задание 1. Выполнение задания на тему: «Рыбье царство, аквариумное государство».
Цель: определение уровня познавательного (когнитивного) компонента в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Диагностические методики
Задание 2. Выполнение творческого задания на тему: «Помоги лесу!».
Цель: определение уровня эмоционально-мотивационного компонента (интерес к природе, наличие гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы).
Задание 3. Трудовые поручения.
Цель: Определение уровня поведенческо-деятельностного критерия в экологическом развитии дошкольников (осознание детьми элементарных норм поведения по отношению к природе, наличие навыков рационального природопользования в повседневной жизни
Слайд 15
«Рыбье царство, аквариумное государство».
.
Слайд 16
Трудовые поручения.
Слайд 17
Результаты определения уровня когнитивного компонента в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста
Слайд 18
Результаты определения уровня эмоционально-мотивационного компонента в экологическом развитии дошкольников (интерес к природе, наличие гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы)
Слайд 19
Результаты определения уровня поведенческо-деятельностного компонента в экологическом развитии детей
Слайд 20
Уровни сформированности нравственного поведения
(результаты констатирующего эксперимента)
Слайд 21
Программа экологического развития детей старшего дошкольного возраста
Цель Программы экологическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 22
Задачи Программы
Воспитательные
Образовательные
Развивающие
Формировать у дошкольников знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы и человека.
Формировать представления о нормах и правилах поведения в природе, привычку их соблюдения в процессе непосредственного общения с природой.
Воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе
Развивать у детей экологическую грамотность, экологическое сознание.
Слайд 23
Работа с детьми по Программе предусматривала
Развивающие игры на экологическую тематику
Организация труда в уголке природы
Занятия развивающего характера
Формы работы с детьми
Экскурсии и наблюдения
Участие в природоохранных акциях
Чтение произведений о природе
Опыты и экспериментирование
Творческая деятельность детей
Слайд 25
1.Подготовительный - подбор и изучение методической литературы по теме работы; подбор литературных, художественных, музыкальных произведений о природе; изготовление дидактических материалов: наглядных пособий, карточек, иллюстраций; составление годового перспективного плана, так же была обновлена развивающая предметно-пространственная среда.
2.Основной - реализации Программы заключался в проведении мероприятий, согласно перспективного плана.
3.Итоговый (завершающий).- проводился контрольный эксперимент.
Программа проходит в три этапа:
Слайд 26
Сравнительные данные констатирующего и контрольного экспериментов
Слайд 27
Результаты контрольного эксперимента показали, что в процессе реализации разработанной Программы:
произошло существенное повышение показателей высокого уровня экологического развития на 12,5%,
повысились показатели среднего уровня на 6,3%;
существенно уменьшились показатели низкого уровня экологического развития – на 18,7%.
Следовательно, установлена положительная динамика после реализации разработанной нами Программы экологического развития детей старшего дошкольного возраста.
Выводы