Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Особенности формирования познавательной активности у детей с ОВЗ
Автор: Сорокина Л.М., учитель
Слайд 2
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности
Проблема развития познавательной активности личности требует на современном развитии цивилизации принципиального осмысления важнейших элементов обучения и воспитания (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности учеников является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности, создание таких условий, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, выразить индивидуальное «Я».
Слайд 3
Поэтому педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения и воспитания.
В трудах Л. С. Выготского сказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой закладываются и реализуются потенциальные возможности ребенка. Каждый возрастной период значим для формирования личности ребенка. Необходимо предусмотреть создание определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.
Слайд 4
Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей является принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. В тесном сотрудничестве со специалистами школы: дефектологом, психологом, логопедом выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально.
Несоответствие уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию поставленной задачи и предлагаемой информации. Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии.
Слайд 5
С помощью различных средств: наглядных, организации соревнований, музыки, экскурсий и т. д. активизируется эмоциональное реагирование и эмоциональные проявления, что используется для развития практической деятельности, общения детей и адекватного их поведения.
Принципиально значимым в работе с детьми являются расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием.
Одним из перспективных методов, способствующих решению развития личности учащихся и формированию познавательной активности, является метод проектной деятельности.
Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, этот метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Слайд 6
Проектный метод позволяет детям учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Проект – это увлекательная поисково-познавательная деятельность всей группы детей и взрослых. Это отрезок жизни группы в процессе, которого и дети, и взрослые совершают свою творческую работу. С помощью проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.
Слайд 7
В этом учебном году в нашем классе был запланирован проект «Природа Дальнего Востока» в технике пластилинографии.
В процессе этой деятельности у детей формировались и корректировались следующие познавательные психические процессы:
Мышление и такие его операции, как:
Слайд 8
Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п.
Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой.
Сравнение – умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними.
Слайд 9
Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.
Абстракция – умственное действие, посредством которого выделяется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки.
Произвольное внимание и такие его качества как:
Устойчивость внимания как способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания.
Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно.
Концентрация внимания предусматривает также определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех.
Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.
Слайд 10
Память и такие ее аспекты, как: Умение пользоваться мнемическими приемами (динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания, его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации)
Объем оперативной памяти (подразумевает количество объектов, не только запоминающихся, но и использующихся, обрабатывающихся как по одиночке – так и между собой за этот промежуток времени.). Без хорошей оперативной памяти любая информация, воспринимаемая органами чувств, не будет попадать в долговременную память и надолго сохранятся в ней.
Речь и такие ее характеристики, как:
Высокий уровень речевого развития
Осведомленность – наличие сведений, знаний о чем-либо
Богатый активный словарный запас. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно человеку, говорящему на данном языке.
Слайд 11
Все перечисленные познавательные психические процессы функционируют в тесной взаимосвязи между собой и представляют собой сложную систему, а у детей с ограниченными возможностями здоровья их развитие протекает со значительной задержкой и отличается качественным своеобразием. Особенности психического познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья успешно корригируются в процессе специально организованного обучения и воспитания. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность школьника, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младших школьников актуальны и очень важны.
Слайд 12
Методы формирования познавательной активности при необходимости сочетаются, обуславливают друг друга. Эффективными на практике оказались активные методы обучения
Активные методы – это методы, которые побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед. Применение активных методов в деятельности преподавателя позволяют дать учащимся не только знания, но и обеспечивают формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Слайд 13
А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия активных методов обучения следующим образом: «Активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении».
Активные методы:
Тематические дискуссии;
Проблемные дискуссии;
Слайд 14
В этих дискуссиях использую интеллектуальную зарядку, которая носит характер игры и называется « Данетки». Дети учатся решать противоречия. Цель данных игр – показать детям, что в любой ситуации есть и хорошие и плохие стороны. И обсуждение вопросов желательно заканчивать на положительной ноте. Например, вопрос « Драться – это хорошо или плохо?»
Мозговой штурм;
Дидактические игры;
Анализ ситуаций;
Театрализация;
Анализ ситуаций и театрализацию в основном использую в процессе работы над сказками. Происходит усвоение народной мудрости, развитие эмоциональной сферы, сказка приобщает ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории. В процессе работы над сказками обогащается лексический запас детей . К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий ее ребенок чувствует себя ее активным участником и отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».
Слайд 15
Таким образом, драматизация оказывает мощное воздействие на общее развитие ребенка, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности. Отмечают положительное влияние драматизации на развитие речи учащихся – обогащение лексического запаса детей, правильное построение предложений, интонационную окраску речи. Драматизация помогает создать естественную речевую среду, которая вызывает у детей желание общаться, таким образом, повышается коммуникативность речи. Драматизация способствует формированию эмоций. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, или, вглядываясь и вслушиваясь, как это делают другие, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать. Кроме того, участие в драматизации побуждает ребенка более тщательно изучить произведение.
Исследовательские;
Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод. Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, когда перед ними встают интересующие их проблемы, загадки окружающего мира. Речь идет об элементарных методах поисковой работы – никто не требует, чтобы ученики делали открытия, обогащающие науку. Речь идет о творческом труде. Данный метод приучает ребенка думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому те или иные решения.
Слайд 16
В этом направлении в классе работает клуб «Почемучка». Дети задают вопросы на интересующие их темы и сами стараются ответить на них. Только после ответов детей педагог дает правильный вариант ответа.
Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информационных технологий.
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся.
Слайд 17
Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными. Урок, включающий слайды презентации, видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных, расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться. Основа любой современной презентации – это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Физкультминутки для учащихся тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить движения. Используя компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяем дать отдых глазам ребёнка. Организация учебного – воспитательного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Мероприятия с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса .
Слайд 18
Особенности психического развития познавательных процессов Приемы коррекции в процессе обучения и воспитания
Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. Прохождение занятия необходимо разбить на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности. Для привлечения непроизвольного внимания рекомендуется широкое применение наглядных средств обучения. Для развития произвольного внимания рекомендуется использовать средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы. Педагог может составлять совместно с учащимся схемы и таблицы непосредственно на занятии.
Слайд 19
Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ограниченными возможностями здоровья как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Таким образом, у детей наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов. Обучение мнемическим приемам: Выделение ключевой опорной мысли (предложения) в каждом абзаце. Пересказ с использованием опорных ключевых предложений. Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров. Уделять внимание повторению материала. Важно посвятить некоторое время повторению уже полученной информации. Учитывать эмоциональный фактор (связь излагаемого материала с прошлым опытом), за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает.
Слайд 20
Речь. Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала. Для большинства учащихся с ограниченными возможностями характерны слабая дифференциация лексических значений, незнание языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов. Все это часто приводит к неправильному построению предложений. Развитие речевого общения: грамматически правильное построение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с пространственными и временными категориями; Подбор синонимов, обучение использованию синонимов и антонимов в устной и письменной речи. Ведение словаря понятий и терминов по каждому изучаемому предмету. Акцентирование внимания учащегося на рубрике «Словарь» в материале урока. Инструктирование по выполнению заданий, которые задаются на дом. Выполнение части домашнего задания на уроке в качестве примера (у учащегося должны быть примеры и алгоритмы выполнения каждого вида заданий, встречающихся в материале урока и в материале домашнего задания)Анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения. Необходимо составить перечень вопросов по содержанию. Важно следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения. Анализируя поступки и характер героев художественных произведений, особое внимание уделить установлению причинно-следственных связей
Слайд 21
Мышление. Дети с ОВЗ с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров. Иллюстрация теоретических положений конкретными примерами, близкими к опыту учащихся. Информацию необходимо предоставлять на примере конкретных операций над объектами. Обучение анализу и сравнению явлений, объектов (составлять таблицы сходств и различий).Обучение установлению причинно-следственных отношений при помощи вопросов по содержанию материала, вопросов с формулировкой «Почему?», «Зачем?» (следует подготовить вопросы заблаговременно)Формирование пространственных представлений на основе программного материала; Развитие временных представлений на материале истории, литературы; Развитие словарного запаса: отработка специальной терминологии при изучении различных предметов; овладение понятиями, обозначающими пространственные и временные представления в изучаемом материале; Овладение терминами, обозначающими абстрактные категории
Слайд 22
В заключение стоит отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого преподавателя – совершенствовать, варьировать методы и способы работы так, чтобы детям было интересно. И, наверное, справедливо отмечал великий философ Д. Пойа, что «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей»
Слайд 23
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !