Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ФГКДОУ «Детский сад «Вишенка»
Формирование познавательной активности
дошкольников через организацию мини – музея в средней группе «Чудо - дерево»
Подготовили:
воспитатели Москвина А. Г., Шамакова И. Н.
Йошкар – Ола
2017
Слайд 2
Аспекты музейной деятельности:
Участие детей в создании мини–музея;
Отзывчивость детей на
духовную красоту;
Расширение кругозора детей посредством использования «музейной педагогики»;
Ребёнок – соавтор, творец,
создатель экспозиции;
Каждый мини-музей —
результат общения,
совместной работы воспитателя,
детей и их семей;
Слайд 3
Таким образом: - музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; - является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса; - способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; - помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Слайд 4
Этапы создания мини – музея в ДОУ:
Выбор темы мини – музеев (совместно с детьми и родителями);
Определение путей создания системы мини – музеев;
Подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей;
Разработка методических материалов по организации проектно – исследовательской деятельности дошкольников.
Слайд 5
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков. По требованиям ФГОС рекомендуется организация одного мини – музея в квартал.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Слайд 6
Вид проекта: исследовательско-творческий, коллективный, долгосрочный. Состав участников: воспитатели группы, дети и родители группы.
Актуальность
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе, сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критерием оценки уровня их экологической воспитанности.
Слайд 7
Цель проекта: продолжать знакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий; расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку возможность реально, самостоятельно открыть для себя необычный мир дерева. Задачи проекта: 1. Обратить внимание детей на разнообразие видов деревянных изделий, их значением в нашей жизни; 2. Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей; 3. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью; 4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность; 5. Активизировать личностную позицию ребенка. 6. Формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать, беречь и любоваться красотой деревьев.
Слайд 8
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Слайд 9
Этапы реализации проекта: 1 этап. Планирование мини-музея - изучение методической литературы по данной теме, - подбор информации из разных источников, - определение места расположения мини-музея, - планирование экспозиции, - подбор экспонатов, - привлечение родителей к созданию мини-музея.
Слайд 10
2 этап. Реализация проекта. Создание мини-музея «Чудо-дерево» предусматривает следующие важные показатели: - предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. - доступность и возможность прямого доступа к экспонатам выставки - психологическую комфортность и безопасность деятельности. В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены и пополнение экспозиции.
Слайд 11
3 этап. Функционирование мини-музея Мини-музей был организован в помещении средней группы.
Предполагаемый результат:
Создание мини-музея позволило:
- сделать слово "музей" привычным и привлекательным для детей;
- приобщить ребенка к миру общечеловеческих ценностей, расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
- расширить словарный запас путем подбора к экспозиции загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
- обогатить развивающую среду в ДОУ.
- в целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется посадка молодых саженцев деревьев на территории ДОУ.
Слайд 12
Разделы мини-музея, особенности использования:
«Кора и семена»
«Украшения»
«Деревянные игрушки»
«Гербарий»
«Деревянная посуда»
Слайд 13
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для изготовления поделок игр, для ручного труда и изодеятельности.
Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, картотека стихов и авторские произведения о деревьях, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Слайд 14
Экспонаты музея: посуда
Слайд 15
Корзинки Поделки
Шкатулки
Слайд 19
В нашем музее можно играть с экспонатами, обследовать их и изучать:
Слайд 24
Коллекция листьев, коры и плодов деревьев:
Слайд 26
В ходе создания мини – музея нами был подобран ряд словесных дидактических игр на тему «Деревья»; созданы настольные д/и «С какого дерева листок?», «Что сначала, что потом?», «Четвёртый лишний», «Отгадай растение», «Собери картинку», лото «Деревья и кустарники», приобретён демонстрационный материал «Деревья наших лесов», обновлён тематический альбом «Деревья»
Слайд 27
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ: Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, научно-познавательных фильмов о деревьях. Проведение экскурсий для других групп детского сада. Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях. На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.
Слайд 28
ЛИТЕРАТУРА: Мини – музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008. 256 с. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль 2013 г. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3, март 2013 г. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4, апрель 2013 г. Журнал Детский сад: теория и практика №10, 2015.
Слайд 29
Спасибо за внимание!