Презентация - Развитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицирование


Развитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицированиеРазвитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицирование
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 30 «Снегурочка» г. Альметьевска»

Проектная работа. «Развитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицирование»

Слайд 2

Проект составила
Музыкальный руководитель МБДОУ № 30 «Снегурочка» Бондарева Галина Шевкетовна высшая квалификационная категория

Слайд 3


Японский музыкальный педагог Синити Судзуку: «Каждый ребенок может научиться игре на музыкальном инструменте подобно тому, как он обучается родному языку»

Слайд 4

Введение
В настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155, определяет новые принципы новой дошкольной образовательной программы – поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества, формирование познавательных интересов и действий ребёнка. На современном этапе развития общества музыкально-слуховые представления в педагогическом процессе все чаще рассматриваются как основа, обладающая богатым потенциалом благотворного воздействия на личность ребенка. Музыкально – слуховые представления проявляются в различных жизненных ситуациях: при восприятии, переживании и осмыслении речевых интонаций, природных звуковых явлений; в формировании ценностных ориентаций личности. Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов исполнительской деятельности детей, являющейся формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Её назначение – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт, развивать их интерес к исполнительской деятельности, целенаправленное восприятие, чувства ритма, эмоциональное отношение к музицированию. Важно подчеркнуть, что в современном музицировании реализуется коммуникативная природа музыки и потребность в музыкальном общении.

Слайд 5

Актуальность проекта
Актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает, как никогда, поскольку в постоянно меняющемся мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному ребёнку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Большие возможности открываются у детей, вовлечённых в инструментальное музицирование. Инструментальное музицирование с детьми дошкольного возраста направлено на творческое развитие музыкальности, выявления индивидуальных способов общения с музыкой, формирование внутреннего мира и самопознания ребёнка. Она объединяет систематическое развитие музыкальности детей и импровизационно - творческую деятельность как принципа обучения. Данный проект направлен на развитие и реализацию музыкальных способностей детей через музицирование.

Слайд 6

Цель проекта
Развитие личностного потенциала ребёнка, его природной музыкальности, способности к творческому самовыражению через игру на музыкальных инструментах.

Слайд 7

Задачи проекта
Приобщить детей дошкольного возраста к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально - творческую деятельность. Расширить кругозор детей через знакомство с инструментами. Создать условия для творческого самовыражения. Поддержать инициативы и стремления детей к импровизации при игре на инструментах, танцевальных движений. Развить музыкальные способности. Развить нравственно – коммуникативные качества личности: способности к сопереживанию, ответственности, толерантности и другие. Воспитать интерес любви к музыке.

Слайд 8

Принципы
Создание развивающей музыкальной среды: взаимодействие детей со взрослыми, отбор высокохудожественной музыки, наличие игрушек, музыкальных, шумовых, самодельных инструментов и т.д. Предоставление возможности каждому ребёнку творчески реализовать себя в каждом виде музыкальной деятельности в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями. Создание комфортных условий для музыкального развития детей.

Слайд 9

Целевая группа проекта
Дети дошкольного возраста (3 – 7 лет)
Музыкальный руководитель
Воспитатели всех возрастных групп
Старший воспитатель
Родители

Слайд 10

Проектное решение
Формы реализации проекта
Исследовательская, поисковая, продуктивная деятельность
Самостоятельное музицирование детей в группе
Родительские собрания, консультации, беседы, участие родителей в праздниках, развлечениях, концертах
Семинары - практикумы
Слушание музыки в режиме дня
Интегрированные занятия с использованием всех видов музыкальной деятельности
Импровизационно – творческая деятельность
Работа с методической литературой

Слайд 11

Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта
3 этап - заключительный: участие в концертах, праздниках, открытых мероприятиях, дней открытых дверей, творческих отчётах
1 этап – подготовительный: вызвать у детей дошкольного возраста интерес и желание заниматься музицированием
2 этап – основной: освоение техники игры на музыкальных и шумовых инструментах, ритмические игры, упражнения, оркестры, танцы с использованием инструментов

Слайд 12

Программа проектных мероприятий
Месяц Тема Возраст детей Виды музыкальной деятельности Программное содержание
Сентябрь Осеннее настроение 3-4 года Ритмическая игра «Звуки природы»     Познакомить детей со звуками природы: шум ветра, шум дождя, шорох листьев. Дать детям представление о приёмах игры на колокольчиках, бубенцах, маракасах. Развивать ритмический, тембровый слух, умение двигаться в соответствии с характером музыки. Формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в импровизации.
Сентябрь Осеннее настроение 4 – 5 лет Ритмическая игра «Мелкий дождик моросит» Привлечь внимание детей к разнообразию звуковых явлений, сопровождающих дожди и переносить их на инструменты. Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах. Развивать представление об ускорении и замедлении темпа, чувство ритма, тембровый слух.
Сентябрь Осеннее настроение 5 – 6 лет Ритмическая игра «Осенняя сказка» Познакомить со звуками природы: шум ветра, шум дождя, шорох листьев. Развивать музыкальные способности, стремление к самостоятельным музыкальным действиям, усваивать приёмы игры на шумовых инструментах, диалогическую речь. Формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в игре. Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга.
Сентябрь Осеннее настроение 6 – 7 лет Ритмическая игра «Разговор осенних листочков»; музыкальная игра «Ты – мне, я – тебе» Привлечь внимание детей к красоте и богатству звуков окружающей природы. Создать условия для получения удовольствия детьми от процесса общения и игры. Развивать тембровый слух, слуховое воображение, чувство ритма, музыкальную память, внимание. Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах, уметь координировать движения с игрой на инструментах, зрительный контакт. Воспитывать дружеские отношения.

Слайд 13

Программа проектных мероприятий
Октябрь «Тихо – громко поиграем» 3 – 4 года Ритмическая игра «Дождик»; оркестр «Бубенцы и маракасы»   Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах, уметь координировать движения с игрой на инструментах. Развивать тембровый слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание, умение играть вместе. Формировать и поддерживать интерес к игре в оркестре.
Октябрь «Тихо – громко поиграем» 4 – 5 лет Ритмическая игра «Весёлые молоточки»; оркестр «Лесной» Закрепить приёмы игры на деревянных палочках, шишках, грецких орехах. Развивать ритмический, тембровый слух, внимание, умение слушать друг друга во время игры в оркестре. Формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в игре, оркестре.
Октябрь «Тихо – громко поиграем» 5 – 6 лет Ритмическая игра «Палочка – стукалочка»; оркестр «Лесной» Познакомить детей с деревянными звуками, инструментами, приёмами игры на них; выразительно использовать деревянные звуки. Развивать тембровый слух, фантазию, внимание, умение играть вместе в оркестре. Воспитывать интерес к разнообразию окружающих звуков.
Октябрь «Тихо – громко поиграем» 6 – 7 лет Музыкальная игра «Тихо – громко»; оркестр «Осенний дождь» Создать условия для получения удовольствия детьми от игры в оркестре. Развивать тембровый слух, слуховое воображение, чувство ритма, музыкальную память, внимание. Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах, уметь координировать движения с игрой на инструментах, Воспитывать умение сотрудничать друг с другом.

Слайд 14

Программа проектных мероприятий
Ноябрь «Слушай и играй» 3 – 4 года Музыкальная игра «Весёлый бубен»; оркестр «Бубны и маракасы»   Дать детям представление о приёмах игры на бубне, маракасе. Развивать ритмический, тембровый слух, двигательные способности, коммуникативные навыки. Формировать эмоционально - радостные ощущения от активного участия в совместной игре в оркестре.
Ноябрь «Слушай и играй» 4 – 5 лет Музыкальная игра «Колокольцы – бубенцы» Дать представление о приёмах игры на бубенцах. Развивать тембровый слух, чувство ритма, внимание. Формировать эмоционально - радостные ощущения от активного участия в игре.
Ноябрь «Слушай и играй» 5 – 6 лет Музыкальная игра «Карусель»; танец «Мы вместе, играем, танцуем, поём» Создать условия для получения удовольствия детьми от процесса общения и игры. Развивать тембровый слух, слуховое воображение, чувство ритма, музыкальную память, внимание, умение двигаться в соответствии с характером музыки. Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах, уметь координировать движения с игрой на инструментах. Воспитывать самостоятельность, чувство поддержки друг друга.
Ноябрь «Слушай и играй» 6 – 7 лет Музыкальная игра «Слушай и играй»; оркестр «Танец Анитры» Дать представление о контрастной музыке: медленно – быстро, тихо – громко. Создать условия для получения удовольствия детьми от процесса игры и общения. Развивать тонкость тембрового, динамического слуха, чувство ритма, способность к импровизации, музыкальное мышление, умение вместе играть в оркестре. Воспитывать дружеские отношения.

Слайд 15

Программа проектных мероприятий
Декабрь «Зимнее настроение» 3 – 4 года Оркестр «Льдинки»   Закрепить приёмы игры на колокольчиках, бубенцах. Развивать ритмический, тембровый слух, умение слушать друг друга во время совместной игры в оркестре.
Декабрь «Зимнее настроение» 4 – 5 лет Оркестр «Молоточки»   Закрепить приёмы игры на шумовых инструментах. Развивать ритмический, тембровый слух, умение слушать друг друга во время совместной игры в оркестре.
Декабрь «Зимнее настроение» 5 – 6 лет Оркестр «Деревянные инструменты»; танец «Снежинки» Закрепить приёмы игры на деревянных инструментах. Развивать ритмический, тембровый, динамический слух, внимание, умение играть вместе в оркестре, двигаться в соответствии с характером музыки, способность к импровизации. Воспитывать дружеские отношения, умение сотрудничать друг с другом.
Декабрь «Зимнее настроение» 6 – 7 лет Оркестр «Серебряные снежинки»; танец «Льдинки – снежинки» Закрепить приёмы игры на шумовых инструментах. Развивать ритмический, тембровый, динамический слух, внимание, умение играть вместе в оркестре, двигаться в соответствии с характером музыки. Воспитывать дружеские отношения, умение сотрудничать друг с другом.

Слайд 16

Программа проектных мероприятий
Январь «Много разных звуков есть на свете» 3 – 4 года Ритмическая игра «Снег, снег»   Переносить на инструменты хруст снега под ногами. Закреплять приёмы игры на колокольчиках, металлофоне. Развивать тембровый слух, чувство ритма.
Январь «Много разных звуков есть на свете» 4 – 5 лет Ритмическая игра «Часы», оркестр «Часики» Привлечь внимание детей к разнообразию звуковых явлений, сопровождающих разные предметы. Обогащать ощущения детей: зрительные, слуховые, тактильные в процессе музицирования. Закреплять приёмы игры на деревянных палочках. Развивать слуховые представления о равномерной метрической пульсации, длинных и коротких звуках. Формировать и поддерживать интерес к игре в оркестре.
Январь «Много разных звуков есть на свете» 5 – 6 лет Ритмическая игра «Весёлые мыши»; музыкальная игра «Замри – отомри» Познакомить детей с шуршащими звуками и инструментами их издающими. Развивать тонкость тембрового слуха, способность к импровизации, музыкальное мышление. Воспитывать дружеские отношения.
Январь «Много разных звуков есть на свете» 6 – 7 лет Ритмическая игра «В зимнем лесу»; танец «В ритме вальса» Привлечь внимание детей к красоте зимних звуков природы. Создать условия для получения удовольствия детьми от игры. Развивать музыкальные способности, усваивать приёмы игры на инструментах, интерес к исполнительской деятельности, эмоциональное отношение к музицированию. Воспитывать самостоятельность, инициативность, действовать друг с другом.

Слайд 17

Программа проектных мероприятий
Февраль «Мы весело играем» 3 – 4 года Музыкальная игра «Весёлые ложкари» Познакомить с деревянными звуками и инструментами. Дать детям представление о приёмах игры на деревянных ложках. Развивать тембровый слух, чувство ритма. Формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в игре.
Февраль «Мы весело играем» 4 – 5 лет Музыкальная игра «Чей кружок быстрее соберётся»; оркестр «Посудный» Дать представление о контрастной музыке: медленно – быстро, тихо – громко, о том, что можно играть в оркестре на разных предметах. Развивать музыкальное мышление, ритмический, тембровый, динамический слух, фантазию, навыки импровизационного движения, умение играть вместе в оркестре.
Февраль «Мы весело играем» 5 – 6 лет Музыкальная игра «Весёлые инструменты»; оркестр «Посудный» Обогащать художественный опыт дошкольников. Развивать музыкальные способности, усваивать приёмы игры на инструментах, на разных предметах, интерес к исполнительской деятельности, эмоциональное отношение к игре. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение действовать друг с другом.
Февраль «Мы весело играем» 6 – 7 лет Музыкальная игра «Поменяйся»; оркестр «Парикмахерская» Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах, уметь координировать движения с игрой на инструментах. Развивать тембровый слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание. Формировать и поддерживать интерес к импровизации, желание играть вместе в оркестре. Воспитывать умение сотрудничать друг с другом.

Слайд 18

Программа проектных мероприятий
Март «Весёлые фантазии» 3 – 4 года Ритмическая игра «Весёлые молоточки», оркестр «Музыканты» Закрепить приёмы игры на деревянных палочках, бубнах, барабанчиках, маракасах. Развивать ритмический, тембровый слух, чувство ритма. Формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в совместной игре в оркестре.
Март «Весёлые фантазии» 4 – 5 лет Ритмическая игра «Тутти – фрутти»; танец «Весёлые браслетики» Привлечь внимание детей к разнообразному миру звуков. Обогащать ощущения детей: зрительные, слуховые, тактильные в процессе музицирования. Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах. Развивать тембровый слух, чувство ритма, музыкальную память, воображение, умение двигаться в соответствии с характером музыки. Формировать и поддерживать интерес к импровизации.
Март «Весёлые фантазии» 5 – 6 лет Ритмическая игра «В домике у гномиков», музыкальная игра «Спой и сыграй» Помочь детям познать тишину как обычную и необычную реальность, своих чувств и ощущений в ней. Создать условия для получения удовольствия детьми от игры. Развивать музыкальные способности, усваивать приёмы игры на инструментах, интерес к исполнительской деятельности, эмоциональное отношение к игре. Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах, уметь координировать движения с игрой на инструментах, Воспитывать умение сотрудничать друг с другом, самостоятельность, инициативность.
Март «Весёлые фантазии» 6 – 7 лет Ритмическая игра «Хрустальные колокольчики»; оркестр «Сосульки» Познакомить детей со звучанием стеклянных звуков. Владеть приёмами игры на шумовых инструментах. Развивать музыкальное мышление, память, фантазию. Воспитывать дружеские отношения во время игры в оркестре. Поддерживать интерес к импровизации.

Слайд 19

Программа проектных мероприятий
Апрель «Весеннее настроение» 3 – 4 года Ритмическая игра «Лошадки»; оркестр «Встреча весны» Дать детям представление о приёмах игры на деревянных палочках. Закрепить приёмы игры на бубне, маракасе, барабанчике. Развивать тембровый слух, чувство ритма. Формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в совместной игре в оркестре.
Апрель «Весеннее настроение» 4 – 5 лет Ритмическая игра «Весна»; оркестр «Музыкальные молоточки» Привлечь внимание детей к красоте звуков окружающей природы. Обогащать ощущения детей: зрительные, слуховые, тактильные в процессе музицирования. Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах, уметь координировать движения с игрой на инструментах. Развивать тембровый слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание. Формировать и поддерживать интерес к импровизации, игре в оркестре.
Апрель «Весеннее настроение» 5 – 6 лет Ритмическая игра «Телеграмма»; музыкальная игра «Колокольчики» Привлечь внимание детей к красоте звуков окружающей природы. Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах, уметь координировать движения с игрой на инструментах. Развивать тембровый слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание. Формировать и поддерживать интерес к импровизации. Развивать музыкальные способности, творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям, усваивать приёмы игры на инструментах. Воспитывать любовь и интерес к игре, стремление к самостоятельным действиям.
Апрель «Весеннее настроение» 6 – 7 лет Музыкальная игра «Музыкальные веночки»; оркестр «Звёздный дождь» Создать условия для получения удовольствия детьми от процесса общения и игры. Развивать тембровый слух, слуховое воображение, чувство ритма, музыкальную память, внимание. Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах, уметь координировать движения с игрой на инструментах. Воспитывать дружеские отношения.

Слайд 20

Программа проектных мероприятий
Май «Дружно мы поём, играем» 3 – 4 года Оркестр «Встреча весны» Закрепить приёмы игры на шумовых инструментах. Формировать и поддерживать интерес к импровизации, игре в оркестре.
Май «Дружно мы поём, играем» 4 – 5 лет Ритмическая игра «Паучок и гамачок» Расширять и обогащать знания детей о насекомых. Развивать ритмический слух, внимание, умение играть на инструментах. Воспитывать интерес к окружающему миру и бережное отношение к насекомым.
Май «Дружно мы поём, играем» 5 – 6 лет Ритмическая игра «Весёлый сапожник»; музыкальная игра «Играем в оркестре» Обогащать ощущения детей: зрительные, слуховые, тактильные в процессе музицирования. Закреплять приёмы игры на шумовых инструментах, уметь координировать движения с игрой на инструментах. Развивать тембровый слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание. Формировать и поддерживать интерес к игре в оркестре.
Май «Дружно мы поём, играем» 6 – 7 лет Оркестр «Турецкий марш»; танец «Потанцуем – поиграем» Создать условия для получения удовольствия детьми от процесса общения и игры в оркестре. Развивать тембровый слух, слуховое воображение, чувство ритма, музыкальное мышление. Устанавливать связи между слуховыми, зрительными, тактильными ощущениями. Владеть приемами игры на инструментах. Развивать ритмический, тембровый, динамический, музыкальный слух, внимание, умение слушать друг друга во время игры в оркестре, ритмично двигаться под музыку. Воспитывать самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать друг с другом.

Слайд 21

Ожидаемые результаты реализации проекта

Сформируется потребность в музыке, интерес и умение самостоятельно общаться с музыкой. Дети получат разносторонний и разнообразный активный музыкальный опыт. Научатся переживать, радоваться своим успехам и успехам других, появится чувство ответственности, дисциплинированности, выдержки, сформируются внимание, реакция, умение слышать и слушать. Будут самостоятельно ориентироваться в мире музыкальных инструментов, будут знать их классификацию и способы звукоизвлечения. В детях разовьётся чувство красоты, желание слушать классическую музыку, понимать ее. Сформируется положительное бережное отношение к музыкальным инструментам.

Слайд 22


Слайд 23

Заключение
Проект на тему: «Развитие и реализация музыкальных способностей детей в накоплении музыкально – слуховых представлений через музицирование» разработан для повышения эффективности воспитания и обучения детей, создания условий для поиска и выявления индивидуальных способов общения с музыкой, творческого развития природной музыкальности, формирования внутреннего мира. Работа над проектом позволяет сделать вывод, что использование инструментального музицирования в музыкальном развитии дошкольников положительно влияет на качество образовательного процесса. Используя инструментальное музицирование в образовательном процессе, педагогу необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, поощрять фантазии ребенка, предоставлять возможности каждому ребёнку творчески реализовать себя в каждом виде музыкальной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, создавать комфортные условия для музыкального развития детей. Только в этом случае инструментальное музицирование будет полезным для развития ребенка и создаст положительную атмосферу сотрудничества с взрослым. Данный проект должен стать хорошим подспорьем для внедрения инструментального музицирования в образовательный процесс, что позволит детям дошкольного возраста творчески развиваться и проявлять инициативность в самостоятельных видах деятельности.

Слайд 24

Главный итог проекта
Сохранить в детях дошкольного возраста любовь и интерес к музыке, воспитать знатока музыки, направить их на путь добра, красоты, человечности.

Слайд 25

Список используемой литературы

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. (Из опыта работы). – М.: просвещение, 1985. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез,2015. Мадорский Л., Зак А. Музыкальное воспитание ребёнка. М. : Айрис -пресс, 2011. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. Прасолова З. Г. Игра на детских музыкальных инструментах // Музыкальная палитра. – 2012. - № 1. Тютюнникова Т. Э. Бим – бам – бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками: Учебно – методическое пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2003. Тютюнникова Т. Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей: Методическое пособие. – М., 2007. Тютюнникова Т. Э. Звучащие жесты. Музыка моего тела // Музыкальная палитра. – 2011. – № 5. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: Музыка, речь, движение. – М., 2003. Тютюнникова Т. Э. Речевые игры. Пение с орфовскими инструментами. Учебное пособие. – Москва, 2005