Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Дискуссия в настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.
В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций
Слайд 3
Дискуссия – равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа.
Слайд 4
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн говорили, что более
высокий уровень мышления возникает
из взаимоотношений или, проще сказать,
диалога между людьми.
Л.С. Выготский
Советский психолог, основатель исследовательской традиции
С.Л. Рубинштейн
Советский психолог и философ,
член-корреспондент Академии наук СССР.
Слайд 5
Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Слайд 6
Признаки дискуссии:
работа группы лиц ( ведущий и участники);
организация места и времени работы;
процесс общения протекает как взаимодействие участников;
взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;
направленность на достижение учебных целей.
Слайд 7
Характеристики Обычный разговор Дискуссия
Кто больше говорит Учитель две трети времени Ученики половину времени или больше
Типичное поведение Вопрос – ответ. Учитель спрашивает. Ученик отвечает. Учитель оценивает. Нет вопросов и ответов. Смешанные обмен вопросами и ответами учителей и учеников
Обмен фразами Многократный, краткие быстрые фразы
Более медленный, фразы длиннее
Вопросы Важен не вопрос, а знание учениками ответа Важен смысл вопроса
Ответ Единственный правильный ответ для всех учеников.
Оценивается как «согласен – не согласен». Правильны самые разные ответы.
Оценивание «Правильно/ неправильно». Только учителем «Согласен/не согласен».
И учениками и учителями.
Сравнительные характеристики
общения в традиционном обучении и дискуссии
Слайд 8
Дискуссия высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.
Дискуссия проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения, иначе ее эффективность будет низка.
Слайд 9
При проведении дискуссии можно ставить такие цели как развитие толерантности и уважительного отношения к различным взглядам, партнерского общения и умения работать в команде.
Слайд 10
Этапы проведения дискуссии:
Постановка проблемы
Разбивка участников на группы
Обсуждение проблемы в группах
Представление результатов перед всем классом
Продолжение обсуждения и подведение итогов
Слайд 11
Правила ведения дискуссии.
Лучше всего, если это станет предметом обсуждения в классе,
а не будет предложено учителем в готовом виде.
Не допускать выпадов против личности.
Высказываться четко, кратко и по теме обсуждения.
Дать высказаться всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения.
Внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно.
Постараться проанализировать разные точки зрения.
Не допускать излишнюю эмоциональность.
Не повторяться, продвигать дискуссию дальше через выдвижение новых идей, сообщение новой информации.
Научиться грамотно отвечать на возражения.
Слайд 13
Формы дискуссии:
Круглый стол
Заседание экспертной группы
Форум
Мозговой штурм
Симпозиум
Дебаты
Судебное заседание
Перекрестная дискуссия
Учебный спор-диалог.
Слайд 14
В процессе дискуссии каждый из участников выполняет определенную роль и строго следует
принятым на себя вместе с ролью обязанностям:
Ведущий – решает все задачи организации обсуждения вопроса, вовлекает в обсуждение всех членов группы,
Аналитик (критик) – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергает сомнению высказанные предложения, идеи и мысли.
Протоколист (секретарь) – фиксирует все, что относится к решению проблемы, обычно представляет мнение группы для всего класса.
Наблюдатель – оценивает участие каждого члена группы в дискуссии на основе выделенных заранее (учителем) критериев.
Хранитель времени – соблюдает временные рамки обсуждения. В зависимости от формы и целей дискуссии возможны и другие роли. По ходу дискуссии от учителя требуется, чтобы его участие не сводилось к ирективным репликам или высказыванию собственных суждений.
Слайд 15
Продуктивность генерации идей повышается, когда учитель:
дает время, чтобы ученики смогли обдумать ответы;
избегает неопределенных, двусмысленных вопросов;
обращает внимание на каждый ответ (не игнорирует ни одного ответа);
изменяет ход рассуждений ученика – расширяет мысль или меняет ее направленность;
уточняет, проясняет высказывания детей, задавая уточняющие; вопросы;
- предостерегает от чрезмерных обобщений;
- побуждает учащихся к углублению мысли.
Слайд 16
Итог дискуссии может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришли группы, и определения перспектив или в творческой форме - создание плаката или выпуск стенгазеты, коллаж, эссе, стихотворение, миниатюра и др. Возможен итог в виде схемы, например, кластера и т.д.
Слайд 17
В ходе дискуссии, какой бы из ее видов не выбрал учитель, школьники могут приобрести:
·определенные знания (в зависимости от темы дискуссии могут быть подготовлены статистические сведения, предложено ознакомиться с материалами периодической печати, обращено внимание на исторические аспекты, а также выявлен круг социально-политических или других проблем с возможными подходами к их решению),
·умения и навыки (коммуникативные, высказывания собственного мнения, аргументации своей позиции, анализа ситуации, выделения наиболее важного, выступления, нахождения контраргументов в споре, цивилизованного ведения дискуссии),
·личностные качества (взаимопомощь, терпимость к другим позициям и мнениям - толерантность, умение слушать товарищей, уважение их взглядов, свободное выражение собственной позиции, противостояние давлению окружающих).
Слайд 18
Трудности при организации дискуссии
слабые навыки разговорной речи у учащихся,
соревновательный уклон и стремление непременно победить в споре,
нетерпимость к другим мнениям и взглядам,
чрезмерная эмоциональность,
формальность обсуждения проблемы,
недостаточность знаний по заявленной теме,
крайности во мнениях - нигилизм или полное отсутствие критичности,
неумение распределить время,
доминирование отдельных учащихся
в ходе дискуссии
Слайд 19
Дискуссия – как урок, а также дискуссия – как классный час являются процессом приобретения знаний и процессом формирования личности. Ученик в ходе дискуссии начинает восприниматься как личность.
Слайд 20
Дискуссия – эффективное средство в разрешении групповых конфликтов методом анализа, т.к. снимает психологическое напряжение и представляет противника в свете достойной позиции. Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа.
Слайд 21
Спасибо за внимание !
Слайд 22
Интернет-ресурсы:
Рамка белая http://img-fotki.yandex.ru/get/6716/16969765.1a1/0_7e53d_a59aa61f_L.png
Бабочки http://img-fotki.yandex.ru/get/6422/16969765.a2/0_6abc7_e78ef371_L.png
Россыпь http://kira-scrap.ru/KATALOG/OFORMLENIE/1/0_8ba08_21619a76_L.png
http://www.bestreferat.ru/referat-214240.html
http://festival.1september.ru/articles/528544/
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node20.html