Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБОУ «Умётская средняя общеобразовательной школы им. Героя Социалистического Труда П.С.Плешакова»
Педагогический проект:
«Психолого–педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема»
Автор проекта: Пархутик Надежда Ивановна,
учитель технологии
Слайд 2
Проектность (в личном и социальном плане) – определяющая стилевая черта современного мышления, один из важнейших типологических признаков современной культуры, связанных с преобразовательной деятельностью человека.
Проектирование является важнейшим компонентом жизнедеятельности и представляет собой культурно – исторический феномен, направленный на расширение горизонтов развития человеческой субъектности.
Однако, овладение проектной деятельностью нередко вызывает затруднения у учащихся. Поэтому необходимо определить проблемные зоны, выявить трудности, барьеры, организовать взаимодействие субъектов образовательного процесса таким образом, чтобы минимизировать блокирующее влияние этих барьеров
2
Актуальность проекта
Слайд 3
Проблема состоит в осмыслении и преодолении противоречий:
между значимостью проектного обучения, необходимостью его реализации в учебном процессе и недостаточной разработанностью технологии взаимодействия субъектов образовательного пространства по преодолению возникающих барьеров в овладении проектной деятельностью;
между растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением информационного потока, и ограничением времени, не позволяющим полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал;
между стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.
Слайд 4
Проблемы психологических затруднений в учебной деятельности рассматривались отечественными учёными И.А. Зимней, Г.Ф. Заремба, В.А. Кан-Каликом, Н.В. Кузьминой
Проблемы психолого-педагогических барьеров в связи с инновационными процессами в образовании в отечественной педагогике изучают В.Ф. Галытин, Л.А. Коростылева, Л.М. Подлесная и др.
Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа,2012
Исследованием вопросов образования и самообразования учителей по преодолению барьеров в учебной деятельности занимаются С.Б. Елканов, С.Г. Вершловский, А.Б. Орлов, Г.С. Сухобская и др.
Проблемы проектной деятельности находятся в центре научных интересов отечественных и зарубежных исследователей: Т.Мальдонадо, К.ДЖ.Джонс, О.И.Генисаретский, Ю.В.Громыко, Г.Л.Ильин
Слайд 5
Цель проекта:
теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогической технологии организации взаимодействия субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в обучении школьников проектной деятельности
Слайд 6
Задачи:
Провести теоретический анализ основных подходов к проблеме психолого-педагогических барьеров в современной отечественной и зарубежной педагогике и психологии;
Определить содержание и факторы возникновения психолого-педагогических барьеров в проектной деятельности школьников, раскрыть специфику их функционирования;
Исследовать психолого-педагогические условия и механизмы, обеспечивающие оптимальное межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в проектной деятельности школьников;
Слайд 7
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что обучение школьников проектной деятельности будет более успешным, если
учитель имеет теоретические знания о психолого-педагогических барьерах, особенностях их влияния на проектную деятельность школьников, владеет дидактическими приёмами их ослабления и преодоления;
взаимодействие участников образовательного процесса базируется на педагогической модели, позволяющей реализовывать принцип субъектности, диалогический характер взаимодействия учителя и ученика, структурные и функциональные связи основных компонентов проектной деятельности;
Гипотеза
Слайд 8
Новизна
выделены и исследованы психолого-педагогические барьеры в проектной деятельности учащихся, посредством которых происходит блокирование или мобилизация творческой проектной деятельности;
выявлены психолого-педагогические факторы преодоления барьеров:
1) педагогический, определяемый общей организацией педагогического процесса проектной деятельности;
2) психологический, включающий специальные способности, личностные качества и индивидуальный стиль деятельности преподавателя и школьников;
3) социальный, основывающийся на социальных различиях обучаемых
4) дидактический, заключающийся в использовании активных методов обучения проектной деятельности.
Новизна проекта определяется тем, что в нём:
Слайд 9
Составляющие проекта
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Взаимодействие субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в обучении школьников проектной деятельности
Методы теоретического исследования: изучение, абстрагирование, конкретизация, аналогия, синтез и анализ.
Методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, беседы, опрос, изучение и анализ результатов практической деятельности школьников, опытная работа, изучение и анализ педагогического опыта, психолого-педагогический эксперимент
Процесс обучения школьников проектной деятельности
Слайд 10
Основные этапы исследования
Этап Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Поисково-теоретический
Сентябрь 2014 –
январь 2015 1.Теоретический анализ психологической, социологической, дидактической литературы.
2.Изучение различных аспектов проблемы исследования.
3. Определение исходных параметров работы, его предмет, структура, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, понятийный аппарат. 1.Участие в диагностике
2.Опытно-экспериментальный
Февраль 2015 –
апрель 2016 1. Разработка программы констатирующего и формирующего эксперимента
2. Выбор и опробование методов и методик исследования.
3. Определение критериев эффективности проводимой работы. 1. Работа индивидуально
и в составе творческих групп
2. Работа над проектами.
3.Обобщающий
май 2016 –
сентябрь 2016 1.Анализ и систематизация результатов исследования.
2. Уточнение, корректировка, обработка материалов исследования.
3. Обобщение результатов и формирование выводов и рекомендаций Участие в социально-значимых проектах
Слайд 11
Классификация психолого-педагогических барьеров
Ценностно-мотивационные барьеры: Когнитивные барьеры: Индивидуальные барьеры:
несформированность потребности в деятельности; неудовлетворённостью существующим положением, эмоциональным дискомфортом; недостаточность необходимых средств для реализации деятельности, несформированность определенных операционных умений и навыков; препятствия, связанные с влиянием некоторых индивидуально-психологических особенностей субъекта;
Барьеры типа «учитель-ученик»: Барьеры творческой ригидности (негибкости): Коммуникативные барьеры:
противоречия, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса, когда вполне правильные поступки учителя превратно истолковываются учащимися неумение мыслить и решать задачи творчески особенность межличностной коммуникации, обусловленной несформированностью потребности в общении.
Слайд 12
Специфика возникновения и функционирования
10
Этапы проектной деятельности: Содержание деятельности: Психолого-педагогические барьеры:
1. Организационно-подготовительный этап поиск проблемы;
обоснование проектного задания;
анализ предстоящей деятельности;
выбор оптимального варианта решения; барьеры типа «учитель-ученик», когнитивные барьеры,
барьеры творческой ригидности
2. Технологический этап
изготовление изделия по разработанной технологической карте;
когнитивные барьеры (неопределенности и информационно-преобразовательные), индивидуальные барьеры
3. Заключительный этап Корректировка документации,
мини-маркетинговые исследования, подведение итогов,
защита проекта; коммуникативные барьеры
Слайд 13
Ценностно-мотивационные барьеры
Ценностно-мотивационные барьеры Пути решения проблемы
Дидактические средства
Обусловлены несформированностью, искажением потребности в деятельности или ее отсутствием, неудовлетворённостью существующим положением, эмоциональным дискомфортом, тревогой из-за нехватки информации и возможностях получения к ней доступа 1. Выявить круг склонностей, интересов, возможностей учащихся
2. Актуализировать имеющиеся знания о исследуемой проблемной области
3.Выяснить, какая требуется информация, как ,когда и где можно её найти
4. Продумать каким образом будет обеспечена наглядность во время выдвижения идей
5. Продумать вопросы, проблемы для учащихся, стимулирующие выдвижение наиболее интересных, но в то же время реально осуществимых и связанных с учебной деятельностью проектов
6. Сгруппировать и обобщить вместе с учащимися высказанные в наиболее наглядной и понятной для них форме идеи Создание
«банка идей»;
создание «банка проектов»;
использование «метода визуальных проблем»;
предлагать такие темы проектов, которые социально значимы и востребованы прежде всего в условиях окружающего социума;
Слайд 14
Когнитивные барьеры
Когнитивные барьеры Пути решения проблемы Дидактические средства
Обусловлены недостаточностью необходимых средств для реализации деятельности, а также несформированностью определенных операционных умений и навыков; выражаются в необходимости поиска смыслового соответствия условий при восприятии и решении учебной задачи Демонстрация (показ) – совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков. При демонстрации (показе) у учащихся формируется конкретный образец трудовых действий, которому они подражают и с которым сравнивают свои действия. Применение различных технических устройств (тренажеров);
использование инструкционных карт;
разбор чертежей;
подбор режимов работы;
пользование контрольно-измерительными инструментами или приборами;
личный контроль качества (проверка) готовой продукции
Обусловлены недостаточностью необходимых средств для реализации деятельности, а также несформированностью определенных операционных умений и навыков; выражаются в необходимости поиска смыслового соответствия условий при восприятии и решении учебной задачи Демонстрация трудовых приемов:
показ трудового процесса в рабочем темпе
показ его в замедленном темпе;
показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости – изолированный показ отдельных сложных движений;
заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме;
проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса Применение различных технических устройств (тренажеров);
использование инструкционных карт;
разбор чертежей;
подбор режимов работы;
пользование контрольно-измерительными инструментами или приборами;
личный контроль качества (проверка) готовой продукции
Слайд 15
Индивидуальные барьеры
Индивидуальные барьеры Пути решения проблемы Дидактические средства
Препятствия, связанные с влиянием некоторых индивидуально-психологических особенностей субъекта Изучение школьников, выявление психофизиологических особенностей, интересов, склонностей;
Применение индивидуально-личностного подхода:
учет различий в уровне интеллектуального потенциала, темпа учебной работы Тесты, опросники, анкеты, деловые игры, тренинги
Препятствия, связанные с влиянием некоторых индивидуально-психологических особенностей субъекта Для формирования рефлексивных умений необходимо предлагать ученикам самим оценить свою работу. Алгоритм самооценки задается следующими вопросами:
Выполняет ли изделие свои функции?
Удобно ли им пользоваться?
Качественно ли оно сделано?
Хорошо ли оно выглядит?
Хотели бы вы иметь такое изделие?
Что бы вы изменили, если бы начали работать над проектом снова?
Эвристические контрольные работы, творческие задания, рефераты
Препятствия, связанные с влиянием некоторых индивидуально-психологических особенностей субъекта
Слайд 16
Барьеры типа «учитель-ученик»
Барьеры типа «учитель-ученик» Пути решения проблемы
ученик учитель
Противоречия, возникающие в системе «учитель-ученик» в ходе учебно-воспитательного процесса, когда вполне правильные поступки учителя превратно истолковываются учащимися Пути решения проблемы
ученик учитель
Определяет цель деятельности
Помогает ему в этом
Открывает новые знания
Рекомендует источники знаний
экспериментирует
Раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать познавательно-трудовую деятельность
выбирает
Содействует прогнозированию результатов выбора
Субъект обучения
партнер
Несет ответственность за результаты своей деятельности
Помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности
Слайд 17
Барьеры творческой ригидности
Барьеры творческой ригидности Деятельность учителя Пути решения проблемы
Неумение мыслить и решать задачи творчески Приемы, направленные на формирование у учащихся такого комплекса интеллектуальных качеств, как креативность, т. е. способность к творческой деятельности:
Подбор задач, выходящих за пределы программы;
Выдвижение гипотез Развитию креативности способствуют технология ФСА+ТРИЗ (функционально-стоимостный анализ плюс теория решения изобретательских задач);
Головоломки, загадки, ребусы
Слайд 18
Ожидаемые результаты
Создание условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленных на преодоление психолого-педагогических барьеров в процессе обучения проектной деятельности, позволит обеспечить эффективность образовательного процесса и личностное развитие школьников, становление их субъективной позиции.
Правильно организованный учебный процесс позволит развить у учащихся способность противостоять трудностям, сопровождающим любую творческую деятельность, находить выход из кризисных ситуаций , предлагать нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением
Слайд 19
Формы реализации проекта
Исследование проводилось на базе МБОУ «Уметская СОШ». Всего исследованием было охвачено 229 учащихся 5-9 классов и 6 учителей
Участие в социально значимых проектах.
Применение педагогической модели взаимодействия субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в обучении школьников проектной деятельности на уроках технологии
Слайд 20
Результативность проекта
Изменение мотивов участия в проектной деятельности
Потребность в развитии творческих способностей
Желание испытать свои силы и возможности в новой для себя сфере
Приобретение опыта, который может пригодиться во время дальнейшей учебы или в будущей профессиональной деятельности
Возможность самостоятельно получать новые знания, которых «нет ни в одном учебнике»
Перед началом проекта
По окончании проекта
6%
Слайд 21
Результативность проекта
Развитие индивидуальных качеств личности
Слайд 22
Рост качества знаний и уровня воспитанности учащихся
Результативность проекта
Слайд 23
Участие в социально значимых проектах
Изготовление салфеток для школьной столовой
Слайд 24
Изготовление занавеси для актового зала
Участие в социально значимых проектах
Слайд 25
Результативность проекта
Изготовление штор для школьной столовой
Слайд 26
Продукты реализации проекта
Теория, практика, методика, ход и результаты исследования систематически обсуждались на заседаниях методического объединения учителей технологии и методического совета школы
По материалам исследования были опубликованы тезисы и представлен доклад на семинаре
Результаты исследования по преодолению и предупреждению психолого-педагогических барьеров в овладении проектной деятельностью были внедрены в школах района
Слайд 27
Педагогическая технология взаимодействия субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в обучении школьников проектной деятельности включает содержательные и функциональные возможности учебных предметов, профессиональную компетентность педагога, методический инструментарий поэтапного овладения проектной деятельностью с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Моделирование данных процессов позволяет осуществлять контроль и самоконтроль эффективности педагогического воздействия в соответствии с обоснованными критериями
Вывод
Слайд 28
Обобщение и распространение опыта
Опыт обсуждался на заседании школьного методического объединения учителей технологии.
Опыт обобщен, помещен в районный банк передового педагогического опыта и рекомендован к распространению среди учителей технологии Уметского района в 2016-2017 учебном году.
Продукты реализации проекта размещены на сайте школы
Слайд 29
Востребованность проекта
Практическая значимость проекта состоит в возможности использования обоснованных и апробированных экспериментальных выводов и рекомендаций при разработке технологии обучения проектной деятельности. Выделенные в исследовании психолого-педагогические барьеры, факторы и педагогическая модель их преодоления в проектной деятельности подростков позволяет содействовать более успешному ее овладению, отвечает современным и перспективным задачам педагогической науки
Слайд 30
Информационные ресурсы
Бурмистров С.Л. Джон Дьюи.//http//anthropology.ru
Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты.- Брянск,2012
Кочкина Л.И., Горбунова Н.В. Методика организации работы над проектом//Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Вып.3.-М.: Центр «Школьная книга»,2013.-224с.
Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников.- М.: Высшая школа,2014
Нельке Матиас. Техники креативности.- М.: ОМЕГА-Л,2012
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. Сасовой.-М.: Вентана-Граф,2015