Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Реализация требований ФГОС в общеобразовательной школе
Слайд 2
Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен?
Умение ставить цель и добиваться ее
Умение адаптироваться к ситуации
Умение общаться
Умение ориентироваться в мире
Самостоятельно добывать и применять знания
Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком
Сохранить здоровье …
Цель образования глазами родителей
Слайд 3
Предметные
опыт
получения, преобразования и применения предметных знаний
система знаний – основа научной картины мира
Метапредметные
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться
межпредметные понятия
Личностные
ценностно-смысловые установки личностной позиции,
основы российской и гражданской идентичности,
соц.компетентности,
мотивация
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ФГОС – это требования к …
СТРУКТУРЕ
РЕЗУЛЬТАТАМ освоения
основной образовательной программы
УСЛОВИЯМ реализации
Слайд 4
ФГОС (2009): личностные и метапредметные результаты
Личностные - ценностно-смысловые установки, гражданская идентичность
Регулятивные - направлены на организацию своей работы
Познавательные – …воспринимать и анализировать сообщения,.. логические операции
Коммуникативные – осуществлять сотрудничество, учитывать позицию партнера
Оценочные - делать выбор в мире ценностей и поступков
Организационные - организовывать свою деятельность
Интеллектуальные - мыслить и работать с информацией
Коммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми
(2004 г.) – результат в виде общеучебных умений
«НОВЫЙ» РЕЗУЛЬТАТ В «СТАРЫХ» ТЕРМИНАХ:
Слайд 5
СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Процесс обучения
Способы оценки
ЗНАНИЯ
часто понимаемые
как большой набор, а не система
УМЕНИЯ
НАВЫКИ
Слайд 6
ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,
ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
Слайд 7
Средства реализации требований ФГОС в Основной образовательной программе: в каких вариантах она существует и как создается?
Учебный план когда, что и сколько изучать
Система оценки результатов какими средствами оценить результаты – задания на действия (использование знаний)
Предметные программы что и как должно быть изучено - ориентиры для авторских и рабочих программ
Программа формирования УУД чему должны научиться на всех предметах
Программа дух.-нрав. воспитания какие ценности может принять ребенок
Планируемые результаты чему научится или получит возможность научиться
Программа здорового образа жизни
ФГОС: требования к СТРУКТУРЕ ООП (нач.образования)
Примерная ООП РАО издано в «Просвещении»
Примерная ООП СОШ
Структура ООП
Пояснительная записка
Слайд 8
КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Новый результат
Предметное содержание
Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика.
Технология проблемного диалога
Технология оценивания
Технология продуктивного чтения
Форма групповой работы
Личностные результаты
Проектная технология и Жизненные задачи
О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы
Внеучебная (воспитательная) деятельность
Слайд 9
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС через предметные задания
Слайд 10
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ - главное средство развития умений
Традиционные задания
Задания в учебниках
1. За что люди стали называть Петра Великим? (Окружающий мир, 3 кл.)
1. Перед вами план спортивного зала. Зелёным цветом показано место, которое нужно выложить вплотную друг к другу резиновыми ковриками. Сколько таких ковриков надо взять, если длина зала 8м, ширина – 6 м., а размер одного коврика 1мх 1м?(Математика)
Как найти площадь прямоугольника, если известны длины его сторон?
Перескажи текст о Петре I.
ЛИТЕРАТУРА
Как люди используют энергию?
1. Поработайте в паре: один называет источник энергии, другой способ его использование в хозяйстве человека? (Окружающий мир, 4 кл.)
Слайд 11
Реализация ФГОС через технологии деятельностного типа
Слайд 12
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Традиционный взгляд на урок (к/ф)
1. Дом.задание: «Перескажи…»
2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»
3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»
4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
Слайд 13
Традиционный взгляд на урок (к/ф)
1. Дом.задание: «Перескажи…»
2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»
3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»
4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
Проблемно-диалогический урок
1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)»
2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?»
3. Поиск решения: «По тексту определите …»
4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?»
Проблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС) Средство - открытие знаний вместе с детьми
Мельникова
Слайд 14
Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает проблемный диалог: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные?
Регулятивные – умение решать проблемы: цель – решение
Коммуникативные – вести диалог
Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Слайд 15
Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этому школа?
Общение через текст в жизни
1) До чтения. У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.
2) Во время чтения. Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте, интригующие нас скрытые вопросы и ответы на них (подтекст)
3) После чтения. В разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая свое понимание текста (его главную, концептуальную мысль) с пониманием других
Традиционные способы работы с текстом в школе
А. Прочитайте дома и перескажите (Зачем мне это?)
Б. Ответьте кто действует в этом тексте, что делает, когда (только фактуальная инф.)
В. Быстро прочитайте про себя и кратко назовите главные черты (… Что здесь главное, если половина слов не понятна?...)
Слайд 16
Три этапа работы с текстом
1) До чтения текста. Предположение о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы:
задать вопрос автору по прочитанному (В),
предположить ответ (О),
при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П).
Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.
3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов: в явном виде, не явном и главное Средство – активные приемы на трех этапах работы с текстом
Слайд 17
Коммуникативные – формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора)
Познавательные – извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию
Личностные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму)
Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает продуктивное чтение: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные?
Слайд 18
Традиции оценивания
ЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе)
КТО: учитель
ТО учебных успехов
ЧТО: умение по применению знаний в ходе выполнения заданий
КТО: ученик (самооценка) и Учитель в диалоге
+еще 5 правил – см. подробнее в методичках
Оценивание в жизни
ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика)
КТО: Мы сами – по итогу деятельности
Технология оценивания учебных успехов Цель – развитие контрольно-оценочной самостоятельности Средство - коренное изменение школьных правил оценивания
Слайд 19
Немного теории - минимум правил технологии оценивания
1-е правило: Оцениваться может любое действие, а фиксируется отметкой только решение задачи по использованию знаний.
2-е правило: Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге…:
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель?
2 шаг. Удалось получить результат?
3 шаг. Справился полностью правильно (или с ошибкой)?
4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью?
5 шаг. По каким признакам мы отличаем «5», «4», «3»?
6 шаг. Какую ставишь себе отметку?
Слайд 20
Регулятивные – умение определять, достигнут ли результат деятельности
Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения
Познавательные – логически обосновывать свои выводы
Личностные – толерантное отношение к иным решениям
Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает технология оценивания учебных успехов: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные?