Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Развитие мышления учащихся на уроках биологии
Учитель биологии
МБОУ «Каменская СОШ № 44»
Новосибирского района
Новосибирской области
Штепа Елена Викторовна
Слайд 2
"Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны".
Таков социальный заказ, который выдвигает перед школой Концепция модернизации российского образования.
Слайд 3
Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей среды; уважает право детей быть не похожими на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность.
Позиция ребенка: «Помоги мне это сделать самому».
Слайд 4
Педагоги пришли к выводу, что, хотя получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить.
Современное образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух принципов:
умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное,
и умения осмыслить и применить полученную информацию.
Слайд 5
Как развивать мышление детей в процессе обучения?
Развитие мышления – это процесс, направленный на овладение учениками новыми умственными действиями.
Задача учителя – формировать не только знания, но и учебные умения.
Слайд 6
Вовремя и правильно сформированные умения и навыки – это основное условие успешного продвижения школьников в обучении, эффективное средство их самостоятельной творческой деятельности.
«Умения – это знания в действии».
Слайд 7
Учебная деятельность является разновидностью человеческой деятельности и состоит из взаимодействия следующих компонентов: обучающий - обучаемый - учебный материал - усвоение - результат. Под учебной деятельностью понимается не любая педагогически организованная познавательная деятельность, а такая, которая непременно состоит из учебной задачи, учебных действий, действий контроля и оценки и направлена на овладение обобщенными способами действий.
Слайд 8
По словам Блонского П.П.: "Пустая голова не рассуждает; чем больше знаний и опыта имеет голова, тем больше она способна рассуждать."
Слайд 9
Наблюдение (алгоритм)
1. Прочитать задание (задачу) и чётко осознать цель наблюдения.
2. Рассмотреть наблюдаемый объект или явление в целом.
3. Выбрать для наблюдения признаки объекта в соответствии с поставленной целью.
4. Рассмотреть признаки объекта визуально или с помощью увеличительных приборов.
5. Зарисовать или записать результаты наблюдения.
6. Проверить соответствие результата выполненной работы (наблюдения) поставленной цели (заданию).
7. Сформулировать вывод соответственно поставленной цели наблюдения.
Слайд 10
Описание (алгоритм)
Осознать цель описания биологического объекта.
Мысленно выделить основные части объекта.
Выделить наблюдаемые признаки объекта или явления.
Установить порядок взаимосвязи частей или явлений.
Назвать основные признаки объекта (цвет, форма, размер, запах, вкус).
Составить устное или письменное описание в виде рассказа об объекте на основе чувственного восприятия.
Слайд 11
Постановка опыта
Какова цель опыта?
В чём заключались условия опыта?
В чём состоял сам опыт, т.е. какие действия проводились, в какой последовательности?
Какие выводы следуют из опыта?
Как объяснить результаты опыта?
Слайд 12
Памятка для сравнения органов (и растений)
При сравнении дай ответ на вопрос, что сравнивается (органы, растения).
Реши, в чём их основное сходство.
Проведи мысленно анализ каждого предмета и выдели его существенные части.
Сопоставь эти части у одного органа с такими же частями другого органа.
Отметь, что в них сходного.
Отметь, что в них различного.
Сделай заключение, чем похожи и чем различны эти органы или растения.
Попробуй объяснить, почему сходны или различны эти органы или растения.
Слайд 13
Формирование учебных умений
I этап. Введение приёма (способа действий).
II этап. Закрепление способа действий (упражнения в выполнении приёма).
III этап. Обучение переносу усвоенных действий (тренировка в выполнении приёма в новых ситуациях).
Слайд 14
Биологические задачи различного характера вызывают у школьников живой интерес, создают благоприятный эмоциональный фон.
Они способствуют активизации мыслительной деятельности обучаемых, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.
У учащихся в ходе их решения возникают вопросы, которые свидетельствуют об умственной активности, о стремлении узнать больше, что является показателем развивающегося познавательного интереса к биологии.
Слайд 15
Образец решения биологических задач (алгоритм рассуждения)
ЗАДАЧА. Семена фасоли заделывают при посеве на меньшую глубину, чем семена гороха, хотя они больше по размерам. Почему?
- Что ясно из условия? (Семена фасоли заделывают ближе к поверхности земли; они больше. Очевидно, в них больше питательных веществ).
- Что надо объяснить? (Почему они должны лежать ближе к поверхности).
- Какие имеются у вас знания о прорастании семян? Сопоставьте знания с тем, что требуется узнать. (Теплее у поверхности, фасоль любит тепло, она выносит семядоли на поверхность, это легче сделать с небольшой глубины).
- Следовательно, какой ответ для данной задачи?
Фасоль более теплолюбивое растение, чем горох. Поэтому её семена нужно высевать на небольшую глубину, а семена гороха глубже.
Слайд 16
Примеры исследовательских заданий
Предложите способы реконструкции городских парков с целью увеличения их оздоровительных функций.
Допустим, что Вы лесник и Вам необходимо выбрать делянку леса для вырубки деревьев. По каким признакам Вы будете выбирать делянку?
Какие экологические проблемы имеются в окрестностях вашего дома и что необходимо изменить для улучшения экологической ситуации?
Составьте описание природного тела или явления с помощью различных источников информации.
Слайд 17
Дидактические сказки
Алгоритм дидактической сказки:
Введение в сказочную страну, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжёлое эмоциональное состояние.
Обращение к детям. Только человек с пылким сердцем и знаниями может всё спасти. Чтобы восстановить справедливость, нужно выполнить определённое задание.
Можно дополнить сказку наглядными источниками информации (таблицы, плакаты), демонстрацией опытов.
Слайд 18
Виды дидактических сказок
Сказки – повествования (лучше вводить при объяснении нового материала)
Сказка – ложный рассказ (при опросе, проведении проверочных работ)
Сказки – игры (для закрепления материала или при повторении домашнего задания)
Сказки - задачи
Слайд 19
Рабочие листы как средство стимулирования мыслительной деятельности учащихся
Рабочие листы – эффективный дидактический инструмент, развивающий логическое, критическое и даже творческое мышление учащихся.
Слайд 20
Урок парадоксов
Цель урока – повторение изученного учебного материала, развитие внимания и критического мышления школьников.
Содержание объяснения учителя включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности.
Задача учащихся – найти ошибки, преднамеренно допущенные учителем.
Слайд 21
Пример: ложный рассказ об амёбе
Жила – была в почве амёба обыкновенная, была она небольшая, всего 50 см, а цветами переливалась от жёлтого до тёмно-красного. Форму имела постоянную, похожую на шарик или овал. Эта амёба была многоклеточная и всё – всё её внутреннее пространство занимала цитоплазма. Она не могла двигаться, поэтому всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться – скакала обычно всем телом на 2-3 м. Питалось животное рыбами и другими крупными беспозвоночными. Переваривание пищи происходило в желудке, а непереваренные остатки выбрасывались наружу в строго определённом месте. Дышала амёба всей поверхностью тела кислородом воздуха. Делилась сразу на четыре части, а неблагоприятные условия и зиму переносила впадая в спячку.
Слайд 22
Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии
. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»,- писал В.А. Сухомлинский.
Включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.
Слайд 23
Примеры познавательных игр
Игры – упражнения («Пятый лишний»)
Игра – поиск
Игры – соревнования
Сюжетно-ролевые игры
Познавательные игры - путешествия
Слайд 24
Процесс учения успешнее, если используются разнообразные стратегии развития мыслительной деятельности. Такие стратегии делают процесс обучения все более осмысленным (Палинскар и Браун, 1989 г.);
Слайд 25
Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.
Верным является утверждение: «…коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения».
Слайд 26
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!