Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Использование
блоков Дьенеша
в работе с детьми»
Слайд 2
Подготовила: воспитатель
ГБДОУ д/с № 12
Петродворцового района
Санкт - Петербурга
Ревягина Марина Сергеевна,
Слайд 3
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра!
Выдержки с одного из родительских форумов:
«У кого-то есть эти блоки? Нравятся детям или максимум для чего используют - это строят домики? Я вот думаю, заказать такую коробку или не надо? Опять только по всей квартире раскидают?»...
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Пал Дьенеш (1916 — 2014 ) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр.
Слайд 4
Что такое логические блоки? И зачем они нужны?
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Слайд 5
Что такое логические блоки? И зачем они нужны?
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть:
сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук),
затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки)
и в конце – полный комплект фигур (48 штук).
Слайд 6
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Слайд 7
Начинаем с простого
Для первого знакомства с карточками используют следующие упражнения:
1. Нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку ( разложить по коробкам со значками)
2. “Какой фигуры не хватает” Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки.
Слайд 8
Начинаем с простого
3. “Загадки” Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры. В пустое окошко ребенок должен положить подходящую фигуру.
4. “Волшебный кубик” На грани кубика наклейте символы-знаки. Ребенок бросает кубик и выбирает соответствующие фигуры. Если кубиков 2,3,4 можно усложнять игру и выбирать фигуры с опорой на 2,3,4 свойства.
Слайд 9
Усложняем
Второй набор карточек – отрицаний: те же карточки, но знаки перечеркнуты.
Например: красная клякса перечеркнутая означает, что фигурка не красная. А значит она может быть синей или желтой. Перечеркнутый треугольник означает не треугольную фигурку ( квадратную, круглую или прямоугольную).
Слайд 10
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ
Непрерывно образовательная деятельность , обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.
Вне непрерывно образовательной деятельности, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
Слайд 11
Логические блоки Дьенеша в НОД по ФЭМП можно использовать:
В разделе « количество и счет» - в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком,
по совершенствованию навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше;
в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел.
Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе « величина»
- сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине ( толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
Слайд 12
В разделе «форма»
блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. Полезны задания типа «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру (цвету) и др. В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие, обобщать.
«Ориентировка в пространстве»
Например, задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество). Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания: слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше и т.д.
Слайд 13
В пособии Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей "Логика и математика для дошкольников" представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:
для развития умений выявлять и абстрагировать свойства
для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
для развития действий классификации и обобщения;
для развития способности к логическим действиям и операциям .
Слайд 14
Начало работы
Начинать работу с блоками можно с младшей группы с того, что предоставить детям возможность самостоятельно с ними познакомиться.
В процессе манипуляций с блоками дети установят, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
Слайд 15
А первыми заданиями могут быть — найдите все блоки как эта фигура (по цвету, по форме)
Красный
Треугольник
А дальше задания усложняются –найдите не такую фигуру как эта (по цвету, по форме)
Синий
Квадрат
Слайд 16
Постепенно переходят к более сложным играм и заданиям
"Цепочка" От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки: а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.); в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Слайд 17
"Домино" В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. Ходить можно по-разному. Например: а) фигурами другого цвета (формы, размера); б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы; в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины); г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету); д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.
"Раздели фигуры"
Слайд 18
И, наконец, наиболее сложные задачи - это задачи на разбиение по двум свойствам. При последовательной подготовке детей на предыдущем материале возможно решение и более сложных задач.
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами.
Слайд 19
Наши любимые игры:
«КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.
За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку…
Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему. Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку!
Слайд 20
«НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК»
Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок.
Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков.
Слайд 21
«АВТОТРАССА (ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ)»
Перед ребенком табличка – правило построения дорожки.
Дети строят дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный.
Малыш учится выделять свойство, абстрагироваться от других признаков.
Для поддержания интереса детей хорошо предлагать различные игровые и практические задачи: мы строили дорожку до коробки с сюрпризом, перебирались по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде.
Слайд 22
«РАЗДЕЛИ БЛОКИ»
Игра научит разбивать множество по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые.
Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогли нам разобраться – выяснить, где чьи подарки, кто чем может пользоваться на правах совместной собственности!
Слайд 23
Блоки Дьенеша – это увлекательное
и полезное занятие!!!!!!!!!!!
Слайд 24
А здесь мы решаем –
«Какой - же блок зашифрован?»
Слайд 25
Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать речь. Успешно овладеть основами математики и информатики.
Слайд 26
Методическое обеспечение
Слайд 27
Давайте познакомимся с игровым материалом
1 младшая группа.Удивляйки (4 вида)
2 младшая группа.Блоки для самых маленьких, Вместе весело
играть, Маленькие логики, Маленькие логики 2
Средняя группа.Лепим нелепицы
Старшая группа.Праздник в стране блоков, Спасатели приходят на помощь
Подготовительная
группа.Поиск затонувшего клада, Страна блоков и палочек, Демонстрационный материал
От 2 до 7 лет.Давайте вместе поиграем
Слайд 32
Подготовительная группа
Слайд 33
Давайте вместе поиграем (от 2 до 7 лет)
Слайд 34
А не поиграть ли нам?
Слайд 36
Спасибо за внимание!
Желаю всем
творческих успехов!