Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29
Обучение пересказу и рассказыванию по картине детей дошкольного возраста
Выполнила
старший воспитатель
Красильникова Ю.О.
2022 г.
Слайд 2
Дошкольное детство- период, когда особое внимание должно уделяться развитию связной речи у детей. Правильно организованный литературный пересказ и рассказ по картине оказывают неоценимое влияние на развитие речевых навыков дошкольников.
Слайд 3
Пересказ
Пересказ — осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально, — прослушивать произведение, понимать его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Для пересказа подбираются произведения, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по
объему, написанные
выразительным и в то же время
простым языком.
Слайд 4
Народные сказки о животных – наиболее благодатный материал для пересказа. Многие сказки строятся на повторении эпизодов. Но нельзя ограничиваться в выборе произведений для пересказа тем, что создали классики, как бы ни было совершенны по своим художественным качествам их рассказы. Мы должны учить детей пересказыванию и на современных произведениях, которые отражают то, чем сейчас живут дети, что они видят вокруг себя сегодня.
Слайд 5
Перед воспитателем при проведении занятия стоят следующие задачи в обучении детей пересказыванию: добиться, чтобы все дети поняли рассказ, запомнили его, внимательно слушали пересказы своих товарищей; вызвать возможно больше детей для пересказа, в случае надобности исправлять ошибки в передаче содержания, а также грамматические ошибки (неправильные окончания слов и т. п.).
Слайд 6
Детей младшей группы учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы, пересказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова.
Дети четвертого года жизни пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью педагога. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).
Дети средней группы пересказывая, нуждаются в помощи воспитателя, особенно в начале года. Рассказам детей свойственны длительные паузы, которые далеко не всегда свидетельствует о том, что забыт текст. Наблюдения показали, что дети не имея навыка оперирования словами, пытаются воспроизводить фразы текста дословно и тратят на это много времени.
Подобные ситуации нередко чрезвычайно утомляют слушающих детей, доставляют огорчения рассказчику. Отвечая, дети волнуются, снять напряженность пауз позволяет отраженная речь воспитателя.
Благодаря этому приему для ребенка и его слушателей паузы почти не ощущаются, и пересказ звучит плавно. Отраженная речь воспитателя срабатывает как прием когда говорит тихо и фразу, тихо произнесенную ребенком, педагог повторяет более громко и выразительно.
Слайд 7
В старшей группе воспитывают умение свободно, последовательно, выразительно передавать содержание небольших сказок и рассказов без помощи вопросов воспитателя. Предварительно воспитатель сам должен изучить произведение, определить что дети поймут, а что необходимо разъяснить. Трудный и ответственный этап занятия – беседа по содержанию, здесь при минимуме вопросов нужно создать эмоционально-положительный настрой, обеспечить понимание и запоминание текста. Понять и запомнить помогают приемы:
- чтение отрывков по заявкам детей. Уточнив понравилась ли сказка, предлагает назвать отрывки которые дети хотели бы послушать еще.
- придумывание детьми названия сказки. Если педагог знакомит с произведением, опустив название.
- придумывание детьми сравнений на заданную тему.
- вопросы, побуждающие припомнить отдельные факты.
Слайд 8
В подготовительной к школе группе дети пересказывают небольшие по объему народные и авторские сказки и рассказы.
К приемам, которые помогают детям лучше понять и запомнить, следует отнести:
- чтение по заявкам
- вопросы по названию произведения (соответствует ли содержание сказки названию)
- самостоятельная оценка того или иного события
- пересказ детьми отрывков (по заданию воспитателя)
Чтобы избежать переутомления, прибегают к хоровому проговариванию. Эта
«речевая заставка» может:
быть звукоподражанием
отрывком из текста, в котором
выражена мораль
присказкой, настраивающая
детей на восприятие.
Слайд 9
Обучение дошкольников рассказыванию по картине
Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.
Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания; следовательно,
картина используется как пособие
в обучении детей разговорной речи
и рассказыванию.
Слайд 10
На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем прежде всего стоят следующие задачи:
1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;
2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;
3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.
Воспитатель учит детей рассматривать картину, он активно руководит восприятием детей. Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается с беседы.
Цель такой беседы —
подвести детей к правильному
восприятию и пониманию
содержания картины и в то же
время научить их отвечать на
вопросы.
Слайд 11
В первой младшей группе обучение на занятиях направлено на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на простейшие и более сложные вопросы, поддерживая разговор.
Вопросы педагога – ведущий прием активизации речи и мышления ребенка. Рассматривая предметы, наблюдая явления, дети правильно называют отдельные действия, но не могут установить их взаимосвязь и последовательность, т.е. затрудняются представить ситуацию в целом.
РЫЖИЙ КОТ ПЬЕТ МОЛОКО.
■ Кто пьет молоко?
■ Какого цвета кот?
■ Что пьет рыжий кот?
■ А откуда в тарелке молоко?
Слайд 12
Во второй младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему:
1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).
Слайд 13
В средней группе уже становится возможным подведение детей
к составлению небольшого связного повествования, так как в этом
возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная
активность. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя.
Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ
воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог
всем высказываниям, педагог дает свой рассказ. Затем можно перейти
к рассказыванию по образцу. Следовательно, при обучении
рассказыванию по картине в средней группе ведущим приемом
является образец.
В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно
постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному
рассказыванию
Слайд 14
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные задачи, зависящие от содержания картины:
1) учить детей правильно понимать содержание картины;
2) воспитывать чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.;
3) учить составлять связный рассказ по картине;
4) активизировать и расширять
словарный запас (конкретно
планируются новые слова, которые
надо запомнить детям, или слова,
которые надо уточнить и закрепить).
Слайд 15
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
Можно широко применять рассказ по серии картинок (например, на тему «Наш участок зимой и летом»), где требуется уже не простое
перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и
развязкой.
Совершенствованию умения рассказывать
по серии картинок помогают следующие
приемы: составление коллективного
рассказа — начало составляет воспитатель,
заканчивают дети; начинает один ребенок,
продолжает другой.
Слайд 16
Бесспорно, что работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но на занятии эти задачи решаются эффективней, т. к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи.
Поэтому на каждом занятии нужно проводить игры, задания на освоение данных разделов развития речи.
Слайд 17
Советы которые можно дать педагогам:
1. Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности чаще.
2. никогда не отвечайте сами на свой вопрос, терпите, помогайте ещё одним вопросом, или двумя или …сколько потребуется вашего мастерства
3. не задавайте вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Они не развивают речь детей.