Презентация - “Метапредмет” и “Метапредметное обучение”


“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”“Метапредмет” и “Метапредметное обучение”
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


“Метапредмет” и “метапредметное обучение”
Поперенко Светлана Анатольевна учитель биологии МОШ №53 г. Макеевка

Слайд 2

Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци

Слайд 3

развивающее обучение Эльконина-Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смысловое моделирование; школа Щетинина.

Слайд 4

Метапредметная связь на уроке – это не просто интеграция, дополнение одной науки другой, это своеобразная синтезация знаний, умений и навыков, это формирова -ние видения мира, понимание места и роли человека в нём.

Слайд 5

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)

Слайд 6

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся: - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство ); - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

Слайд 7

творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); качества мышления (гибкость, антиконформизм, диалектичность, способность к широкому переносу ).

Слайд 8

В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

Слайд 9

" Знак" у школьников формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. (формулы химических соединений и записи химических реакций; различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.).

Слайд 10

"Знание" формирование способности работать с понятиями как особой формой знания. (Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. В рамках предмета изучается генезис таких понятий, как «государство», «город», «движение», «функция» и пр.

Слайд 11

" Проблема" задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов. "Задача " помогает ученикам осмыслить устройства процесса решения задач.

Слайд 12

Суть деятельности: усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.

Слайд 13

Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатные графы, схем «фишбоун» (рыбьи косточки - технология «за и против»), различные техники графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.

Слайд 14

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Слайд 15

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;(МОШ №46, 4, 59) 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Слайд 16

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8. Смысловое чтение; 9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Слайд 17

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Слайд 18

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность работать с информацией; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Слайд 19

Памятка для учителя при подготовке урока Какие конкретно метапредметные результаты Вы планируете освоить на уроке? Какой шаг планируете в отношении предметных результатов? Как Вы создаете учебную ситуацию (проблему, задачу, барьер, интригу, напряжение и т.д.) для открытия нового знания (способа действия) или анализа (применения) имеющегося способа? * Как дети «выйдут» на учебную цель (предложат версии, обнаружат, сформулируют..)? Как формы взаимодействия детей (фронтальная, групповая, парная) работают на включение каждого ребенка, на достижение запланированных в п.п.1,2 результатов? Какие вопросы и задания (приемы, формы, методы) заставляют детей работать самостоятельно? Как организуете оценочное обсуждение урока (что конкретно поняли, открыли, обнаружили)? Какие задания урока для Вас диагностичны в отношении пунктов 1, 2 (позволяют обнаружить картину сформированности понятия, освоенности способа действий для каждого ребенка)? Примечание: * - необязательный пункт (цель может быть поставлена учителем)

Слайд 20

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Слайд 21

Задача № 9. 9.1. Растения делят на группы по разным признакам, например, так, как показано на схемах 1 или 2.
Схема 1                                                                                             Схема 2 Выбери наиболее полные и правильные описания растений, основанные на этих двух схемах. а) фиалка – светолюбивое растение; б) сосна – дикорастущее хвойное; в) мох-сфагнум – влаголюбивое растение; г) арахис – тропическая культура; д) садовая роза – культурное цветковое растение.

Слайд 22

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Слайд 23


4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
4.1.Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
4.2.Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
4.3.Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
4.4.Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

Слайд 24

Проведение тренировочных занятий. Апробация Принятие решения. Подготовка сборника. Представление сборника в МЦ – до 31.10.2016 г. Подготовка системы заданий для самостоятельного развития умения. Организация самооценивания. Педагогическая оценка и коррекция = до 18.11.2016 г. Оформление результатов работы в форме мини-исследования – до 30.11.2016 г.

Слайд 25

РЕФЛЕКСИЯ Бортовой журнал Двурядный круглый стол Дневник Незаконченное предлоение Подведем итоги Портфолио Саморефлексия Синквейн Цветная феерия (стики, смайлики) Эссе

Слайд 26

оставить цикл бесед и памятки (до 10 сентября) Алгоритм самооценки (до 10 сентября) Оценивание на истории средствами математики Самоанализ и самоконтроль методики Оценка себя на иностранном языке Оценить себя на разных предметах только глаголами, существительными или прилагательными

Слайд 27

Интернет – ресурсы http://static.freepik.com/free-photo/3d-globe-vector-icon-earth-globe-vector-ai-adobe-photoshop-illustrator-globe-ai-design-blue-marbel-vector-ai-illustrator_11-37534.jpg земной шар http://static.freepik.com/free-photo/blue-map-shading_35-35938.jpg фон