Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Функциональная грамотность
Формирование естественнонаучной грамотности
Слайд 2
Методы и методические приёмы формирования естественно-научной грамотности
Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.Структурной единицей любого метода является методический приём. Методический приём - это конкретное действие учителя и учащихся, направленное на достижение образовательного результата.
Слайд 3
А. Эйнштейн
: «Обычный человек, если потеряет иголку в стоге сена, поищет её некоторое время, найдёт и успокоится. Я же продолжаю поиски до тех пор, пока не найду вторую иголку, третью, четвёртую, и, если повезёт, то даже пятую и шестую».
Для того, чтобы дети научились решать открытые задачи, их сначала надо погрузить в мир открытых задач.
Слайд 4
Примеры таких задач:
1. Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной?
2. Кукушка не высиживает своих птенцов, а подбрасывает свои яйца в другие гнёзда. Почему?
3. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?
4. Что хорошего и что плохого в резком сокращении работы промышленных предприятий?
5. Актуальной проблемой в современной школе стало искривление осанки учащихся, появление сколиоза, а значит нарушения деятельности внутренних органов. Предложите способы сохранения осанки учащихся.
Слайд 5
Одну из подобных задач я предлагаю вам решить:
«Сезон активности энцефалитных клещей начинается в середине апреля, а к середине мая их популяция достигает пика. Опасность укуса клеща сохраняется в июне, июле и начинает уменьшаться вместе с сезонным падением температуры воздуха, но не ранее начала августа. Что делать, чтобы не заболеть клещевым энцефалитом?»
Предложите, как можно больше разных вариантов решения данной задачи.
Слайд 6
1. Сделать прививку. (Приём «Предварительное действие»).
2. Не следует ходить в лес в период активности клещей. (Приём «Проскок»).
3. Обработка лесопарковой зоны химическими средствами против клещей (спец. служба).(Приём «Предварительное действие», Приём «Посредник»)
4. Пользоваться репеллентами (средствами против клещей).(Приём «Предварительное действие», «Посредник»)
5. Правильно одеваться (головной убор, одежда светлых тонов, с капюшоном, с длинными рукавами, манжетами, воротником; рубашку заправлять в брюки, брюки в высокие сапоги). (Приём «Предварительное действие», «Матрёшка»)
6. Каждые 15-20 мин осматривать себя и спутников (одежду, открытые участки тела, волосистую часть головы).(Приём «Предварительное действие»)
7. Если укусил клещ, правильно его извлечь, место укуса обработать, отнести в мед
. лабораторию на анализ, ждать результат. (Приём «Своевременное действие»)
Слайд 7
Ситуационные задачи(Кейс-технология).
Ситуационные задачи являются важнейшим методическим ресурсом для обучения школьников решению жизненных задач (проблем) спомощью предметных знаний.
Этот тип задач имеет «родословную» от методов кейс-технологий, который существует в образовательной практике в следующих разновидностях:
- как анализ конкретных ситуаций (метод анализа конкретных ситуаций, или «гарвардский метод»);
- как анализ ситуационных задач и упражнений (методы решения ситуационных задач).
Слайд 8
Модель ситуационной задачи (СЗ)
1. Название СЗ (привлекательное название).
2. Личностно-значимый познавательный вопрос.
3. Набор текстов, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистическиеданные и т.д.).
4. Шесть заданий по работе с текстом СЗ (на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку).
5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ.
Слайд 10
Проектные задачи (Метод проектов).
Получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта). Принципиально носит групповой характер. Для проектной задачи учитель предлагает детям все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Слайд 11
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ»
Слайд 12
Опыты и эксперименты (Исследовательский метод. Моделирование).
Опыт и эксперимент – это методы исследования в управляемых условиях.
Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме.
Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественнонаучной грамотности.
Слайд 13
Гипотеза: Запахи лучше распространяются в более тёплом воздухе (если температура воздуха выше).
Способ проверки: капнуть каплю духов на блюдце в углу тёплой комнаты. Измерить время, которое потребуется, чтобы почувствовать запах в другом углу.
Контрольный опыт: охладить воздух в комнате путём проветривания (зимой). Закрыть окно. Капнуть каплю духов на блюдце в углу тёплой комнаты. Измерить время, которое потребуется, чтобы почувствовать запах в другом углу).
Слайд 14
Моделирование (Метод проектов. Исследовательский метод).
Моделирование - исследование объектов, процессов или явлений путём построения и изучения моделей для определения или уточнения характеристик оригинала.
Создание модели безопасного поведения на водоёмах.
Задание направлено на применение правил безопасного поведения.
Слайд 15
Ваня и Саша, тринадцати лет, вместе с братом Вани, первоклассником Серёжей идут к пруду купаться. О каких опасностях должен помнить Ваня?
Что ему следует делать, чтобы избежать их? Заполни таблицу».
Опасности.Действия Вани
.
Слайд 16
Дидактические игры (Игровой метод).
. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил В.А. Сухомлинский.
Слайд 17
Дидактическая игра-упражнение«Узнай объект по описанию» («Из дневника путешественника»).
Слайд 18
ВЫВОД:
Использование вышеперечисленных методов и приёмов на внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественнонаучной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.
Слайд 19
Спасибо за внимание!